zagulska (zagulska) wrote,
zagulska
zagulska

Category:

ДОНБАСС: ВЛАСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ ВОЙНУ

ДОНБАСС: ВЛАСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ ВОЙНУ – 2

Ольга Загульская

Во всем должна быть виновата Россия

Власть уже давно подчеркивала, что контактная группа должна быть именно трехсторонней, т. е. ее участниками должны быть только Украина, Россия и ОБСЕ. Такой расклад не только не оставляет места для ДНР–ЛНР, но и позволяет позиционировать их представителей не как самостоятельную силу, а как наемников РФ, решающих на территории Украины задачи этого государства, и, соответственно, для того, чтобы разрешить возникшую проблему, достаточно вести диалог с их патроном – Россией.

Посредством этой манипуляции, таким образом, меняются роли участников переговорной группы. В первых двух раундах переговоров конструкция была такой: две договаривающиеся стороны (Украина и ДНР–ЛНР), они же стороны конфликта и двое посредников (РФ и ОБСЕ). А если республики как договаривающая сторона исчезают, то их место занимает Россия, поскольку, так или иначе, представляет их интересы. РФ перебирает на себя роль непосредственного участника конфликта, т. е. агрессора, захватившего с помощью наемников часть украинской земли.

Дабы именно так воспринималась картина происходящего, Порошенко, где только можно взывает: «Пожалуйста, остановите огонь. Пожалуйста, отпустите заложников. Пожалуйста, выведите войска с моей территории».

Порошенко очень важно, чтобы мир возвратился к первичному восприятию событий на Донбассе. Тогда власти удалось преподнести их как российскую агрессию террористического характера. Зарубежные СМИ, представители ОБСЕ, других международных организаций, побывав на Донбассе, лжепосылы о российском нападении, однако, очень скоро развенчали. Теперь даже США признают, что украинскому войску на поле боя противостоит не российская армия, а местное ополчение, пусть пророссийское и поддерживаемое РФ.

И если от внешней агрессии, допустим, можно отбиваться любыми способами, получать иностранную военную поддержку, то относительно поведения власти при внутригосударственном конфликте международное сообщество выработало ряд ограничений. Да и ответственность разная. Одно дело бомбить города вместе с мирными жителями, когда в них находятся иностранные войска, и другое – когда таковых нет. При всей своей бесшабашности власть хорошо понимает, что если под международный трибунал можно попасть за сотню убитых на киевском майдане, то за тысячи жертв на Донбассе – и подавно. Править до смерти в глубокой старости и иметь пожизненный иммунитет от уголовного преследования за это преступление в Украине не получится.

Кроме того, власть хочет избавиться от ответственности за разрушения на Донбассе, переложив ее на РФ. С этой целью министерство юстиции готовит иск в международный суд. Но чтобы такой иск был принят, нужно иметь доказательство того, что Россия действительно агрессор и все материальные и человеческие потери – ее рук дело.

Не имея прямого доказательства присутствия на Донбассе регулярной российской армии, да и с задержанными российскими добровольцами – не густо, власть конструирует непрямые доказательства. Вот как сформулировал одно из них Петр Порошенко на своей итоговой пресс-конференции: «Как только войска будут выведены, никакого конфликта не будет… Это будет еще одним подтверждением того, что этот конфликт принесен в нашу страну из вне и те, кто его принес, оккупанты и агрессоры, должны уйти из нашего государства». Т.е., в качестве свидетельства российской оккупации должен выступать уход вооруженных лиц из неподконтрольной территории. Раз их не стало, то они ушли в сопредельную Россию.

Власть, впрочем, почему-то не учитывает, что она сама обесценила свой иск, назвав операцию не войной против внешнего врага, а антитеррористическим мероприятием. Ну и  военного положения она не объявила. Судя по заявлению на упомянутой пресс-конференции (если будут первые наступательные операции от линии соприкосновения, никто с введением военного положения не будет колебаться ни минуты), такие намерения теперь есть, но реализовать их сейчас не просто.

Цель определила фундаментальную задачу – с помощью международных партнеров добиться перекрытия украинско-российской границы. Тогда, по расчетам власти, часть армии ДНР–ЛНР перейдет на территорию России, а оставшаяся, попав в полное окружение, будет истреблена. Отсутствие сопротивления будет подаваться как свидетельство бывшей российской агрессии.

Усиление блокады республик на украинской территории, скорее всего, – первый шаг к реализации этой операции. Скоро увидим, какие меры будут предприняты, чтобы вынудить РФ закрыть на замок и свою часть границы.

В случае отсутствия за столом переговоров ДНР–ЛНР совершенно другой смысл приобретает и подпись России под согласованным документом. Если раньше это была подпись посредника, которая не обязывала к каким-либо действиям в его исполнение, вся ответственность была возложена на ополченцев и украинскую сторону, и, соответственно, с них спрос, то в случае неучастия ДНР–ЛНР, подпись РФ становится обязывающей. Все действия «террористов–сепаратистов», автоматически зачисляются на ее счет.

Впрочем, украинская власть, ЕС и США уже считают, что Россия, приняв участие в минских переговорах в лице посла в Украине Михаила Зурабова, полностью ответственна за выполнение подписанного протокола и меморандума. Причем одна. «Россия не выполняет своих обязательств», «Пока Россия не выполнит свои обязательства», – именно такие формулировки используют представители этих стран, оценивая перспективы снятия санкций. «Буду общаться для того, чтобы обеспечить соблюдение Россией взятых на себя обязательств по Минскому меморандуму и протоколу», – заявил Порошенко 29 декабря. Притом, что РФ такой же посредник, как и ОБСЕ. В сторону этой организации за невыполнение минских соглашений в полном объеме упреков нет. То же касается и украинской власти. Подпись ее представителя, в понимании ЕС и США, ни к чему не обязывает, а о санкциях даже не помышляют.

Киев уже выполнил свою часть минских договоренностей, мы ждем, чтобы их выполнила Россия, – так описал ожидания относительно будущей минской встречи Павел Климкин на министерском саммите ОБСЕ. «Буду общаться для того, чтобы обеспечить соблюдение Россией взятых на себя обязательств по Минскому меморандуму и протоколу», – «Украина четко и последовательно выполнила все обязательства, которые она брала на себя», – это уже утверждение Порошенко на итоговой пресс-конференции.

Утверждение о выполненных обязательствах со стороны Киева на самом деле – миф, которому, похоже, верит даже Россия. Украина не только не обеспечила немедленного прекращения применения всех видов оружия, но и его постоянно наращивает, до 9 декабря интенсивные обстрелы Донецка осуществлялись ежедневно, эта же участь постигала другие города неподконтрольной территории, теперь они происходят периодически, но все равно гибнут мирные жители.

Отвод тяжелого вооружения должен был начаться в течение суток с применения минского меморандума, т. е. с 20 сентября, но украинская сторона в этом направлении даже не шелохнулась, даже тогда, когда республики начали отвод своей аналогичной техники, что подтверждено В донецком аэропорту устанавливаются новые минно-взрывные заграждения.

Закон «О временном порядке местного самоуправления…» был принят, но не было сделано ни одного шага на его реализацию, даже механизмы внедрения не были законодательно оформлены. Освобождение заложников проходит до сих пор, в большинстве случаев оно срывалось по вине украинской стороны, хотя в минском протоколе этот пункт фигурирует как безотлагательный к выполнению.

Закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями на Донбассе был проголосован,  но подписан не то, что президентом, даже председателем ВР. На инклюзивный общенациональный диалог нет даже намека. Дата досрочных местных выборов была определена, но сами они в положенный по закону строк не были назначены.

Вместо улучшения гуманитарной ситуации власть устроила Донбассу экономическую блокаду, добровольческие отряды не пропускают гуманитарные грузы, и только вмешательство международных правозащитных организаций не позволило довести ее до массовой гибели людей. Программа экономического возрождения Донбасса не разработана, и не видно, чтобы кто-нибудь этим занимался. Участники консультаций не только не получили гарантий личной безопасности, против них возбуждены уголовные дела, на них ведется охота. Касательно наемников, которых следует вывести с территории Украины, то на стороне силовиков, по словам представителя Генштаба Александра Размазнина, их воюет около тысячи, один грузин недавно погиб, а премьер этой страны сообщил, что за участие в украинской войне им предлагают большие деньги.

Как же без Америки?

Публично выражая приверженность минскому формату переговоров, власть в то же время делает все для того, чтобы их прямым участником стали США. Во время телефонного разговора Порошенко с Госсекретарем США Джоном Керри последний поддержал инициативу о расширении Контактной группы.

В числе желанных участников переговорного процесса, правда, фигурирует и ЕС. Но надо понимать, что власть, приглашая в качестве переговорщиков Соединенные Штаты, просто не может обойти Евросоюз.

На самом деле ЕС в качестве посредника власти совершенно не нужен, даже является помехой, поскольку в последнее время в Европе все чаще говорят о некой форме самостоятельности восставшего региона и нормально относятся к тому, что его представители должны быть равноправными участниками переговоров. ОБСЕ хочет добиться «регулярного диалога между РФ, Украиной и сепаратистами», – заявил его председатель Дидье Бургхальтер, когда узнал о согласовании режима прекращения огня. В том же духе высказалась глава европейской дипломатии Федерика Могерини, выступая на СМИД ОБСЕ: Европейский Союз призывает Украину к возобновлению подлинного национального диалога. В телефонном разговоре с Порошенко, состоявшимся 14 декабря, Меркель и Олланд подчеркнули важность поиска институционального решения для востока Украины. В конце концов, все эти лица выступают за продолжение минского процесса, а его неотъемлемыми элементами являются представители ДНР–ЛНР, что совершенно не устраивает власть.

Вашингтон же четко следует позиции Киева, а она предполагает нерушимую унитарность Украины и отсутствие диалога с оппонентами, насилие над ними. Участие в работе контактной группы американцев рассматривается как гарантия результата, который можно обозначить как «чего хочу, то и получу». И, конечно же, США, если бы приняли участие в переговорах, то потребовали бы исключить из числа договаривающихся сторон непризнанные ДНР–ЛНР.

В случае расширение контактной группы за счет ЕС и США Украина за счет союзников усилила бы свои позиции, а против России играли бы 4 игрока. ОБСЕ ведь нейтрален только частично, ее благосклонность к украинской власти очевидна.

Поскольку ЕС и США к переговорщикам не примкнули (наверное, посчитали, что не их это уровень), то Порошенко решил задействовать «нормандский формат». Такое название получили консультации Путина, Порошенко, Олланда и Меркель, впервые состоявшиеся в Нормандии во время празднования годовщины высадки союзнических войск во время Второй мировой войны.

О встрече лидеров «четверки» в Астане 15 января он сообщил 29 декабря на итоговой пресс-конференции.

Преимущество этого состава переговорщиков для власти в том, что, во-первых, исключено участие ДНР–ЛНР, во-вторых, Россия, настаивающая на учете позиции повстанцев, выступает как бы их союзником, а значит, стороной конфликта, в-третьих, России, кроме Украины, противостоит Франция и Германия.

Киев понимает, что одному ему РФ не переломить. ОБСЕ при всей своей заангажированности тоже не может открыто стать на сторону украинской власти, поскольку должна соблюдать нейтралитет. А вот Олланд и Меркель четко на стороне Киева, кроме того, имеют рычаги давления в виде санкций. Считается, что перед ними Москва должна отступить и принять так называемый мирный план Порошенко, который сводится к формуле «перекрыть украинско-российскую границу и всех неугодных перебить». Россия же не соглашается ни на то, чтобы украинцы устанавливали контроль над границей путем боевых действий, ни на глухую блокаду ДНР–ЛНР со своей стороны.

Разговор в «нормандском» формате нужен для того, чтобы обеспечить прогресс в реализации минских договореностей, – скажет Порошенко после телефонного разговора четверки, состоявшегося 16 декабря. Т.е. ожидается, что РФ под давлением лидеров Франции и Германии или не будет протестовать против наступления украинской армии и ее выхода таким способом на границу, или будет принуждать республики сложить оружие. Путин же не раз говорил, что он за территориальную целостность Украины! Пусть докажет это на практике! Тот вариант территориальной целостности, который предлагает РФ – предоставление Донбассу особого статуса и максимальной самостоятельности, конечно же, исключается.

По сути дела, обозначился план власти относительно урегулирования конфликта: раз уж мировое сообщество так настаивает на прямых переговорах с «боевиками», мы примем в них участие и даже покажем результат в виде соглашения по обмену военнопленными, но решающие договоренности должны быть достигнуты при участии Олланда и Меркель, способных надавить на Путина угрозами ужесточения санкций.

Заодно прослеживается тактика поведения власти по отношению к ее европейским партнерам – умышленная дезинформация относительно своих помыслов, максимальное обращение их естественного или вынужденного виденья ситуации в свою пользу  и дозированные, нацеленные на резонанс действия в качестве подтверждения приверженности заявленной линии, не мешающие, впрочем, реализации тайного генерального плана, в данном случае – установления полного контроля над Донбассом без каких-либо уступок ему и без учета рекомендаций европейских партнеров, в частности, касательно той или иной формы глубокой децентрализации.

Так, закон об особом статусе Донбасса был подписан накануне саммита в Милане. Порошенко сорвал овации, но ни одного шага для его воплощения в жизнь не сделал, чем полностью нивелировал его цели.

Реализацию договоренности о массовом обмене пленными Киев придерживал до минской встречи, чтобы представить ее намеренно безрезультативную как результативную. Понятно же, что обмен пленными продолжению войны до победного конца не мешает, в отличие от отвода орудий от линии соприкосновения, что всячески тормозится.

Ну а диссонанс мантр о миролюбии и преданности минскому процессу на фоне наращивания вооружений и воинской группировки очевиден безо всякого объяснения.

Следует, однако, заметить, что Евросоюз уже раскусил плутовство киевской власти  и время от времени ставит ее на место. Об этом, в частности, свидетельствует поддержка работы миссии ОБСЕ в зоне конфликта, отказ Порошенко на его присутствие на декабрьском саммите ЕС. Ангела Меркель принудила Петра Алексеевича вернуться в минский миротворческий процесс.

В целом же, если стратегическая цель состоит в том, чтобы исключить реинтеграцию постсоветского пространства, то моральные качества правителей Украины отходят на второй план. Их одергивают, но только тогда, когда это соответствует интересам лидеров ЕС.

В виду наметившихся перспектив относительно переговоров «нормандского» состава участников власть с еще большим усердием будет тормозить минский процесс. По большому счету, она его уже остановила. За последнее время нет никаких договоренностей даже на уровне военных.

Но самая желанная для власти площадка переговоров – «женевская», поскольку обеспечивает участие США. Порошенко высказал пожелание, чтобы Америку представлял сам Барак Обама. Нынешний хозяин Белого дома, с одной стороны, болезненно воспринимает возросшую силу РФ на международной арене, а с другой, – помешался на высоком внутригосударственном рейтинге Владимира Путина. Из ряда выступлений американского президента понятно, что именно эта черная зависть побуждает его вводить все новые и новые санкции против России в надежде ослабить это государство и спровоцировать недовольство россиян своим лидером. Однополярный миропорядок, видите ли, рушится!

Но не думаю, что Обама, в виду его зашкаливающего высокомерия, сочтет улаживание украинского конфликта достойным своей персоны. Ну, разве что Москва согласится отказаться от политической и гуманитарной поддержки Донбасса и отдаст Крым. При подписании акта о полной капитуляции РФ хозяин Белого дома, наверное, с удовольствием бы присутствовал.

В то же время, перекрытие всех дорог в сторону ДНР–ЛНР, что существенно ухудшит там и так катастрофическую гуманитарную ситуацию накануне встречи «нормандской» четверки на уровне политдиректоров, а затем на министерском уровне можно считать вызовом «нормандскому» формату. Такое дерзкое поведение невозможно без участия США и, по-видимому, братана Обамы – Дэвида Кэмерона. Таким образом, можно предположить, что США в украинском вопросе начали действовать, игнорируя мнение столпов Евросоюза.

Продолжение следует
Tags: перспективы Донбасса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments